Left, Right, Center Center, Left, Right

Оценка ущерба от ДТП

Оценка ущерба автомобиля от ДТП.

При проведении экспертизы автотранспортных средств, имеющих аварийные повреждения, под термином стоимость ущерба следует понимать величину уменьшения стоимости (обесценивание) автотранспортного средства в результате повреждения или сумму расходов на ремонт автотранспортного средства. Материальный ущерб, который выражается в уменьшении стоимости имущества потерпевшего, по объему возмещения должен быть полным, и возмещается либо в натуре (предоставляется вещь того же рода и качества, исправляются повреждения имущества и т.п.), либо в виде компенсации убытков, состоящих как из реального ущерба, так и упущенной выгоды (ч.2 ст.15 ГК РФ).

Стоимость ремонта транспортного средства (включая страховые случаи по ОСГО) - стоимость услуги по устранению дефектов и повреждений (восстановлению поврежденного) имущества до физического состояния, в котором оно находилось непосредственно перед повреждением. Стоимость ремонта относится к реальному ущербу, который согласно ч. 2 ст. 15 ГК РФ представляет собой расходы, которые лицо (собственник транспортного средства) произвело либо должно будет произвести для восстановления имущества в размере нарушенного права.

Стоимость восстановительного ремонта транспортных средств, имеющих аварийные повреждения, определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 361 «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств».

В стоимость ремонта включаются следующие расходы (затраты):

расходы на материалы и запасные части, необходимые для ремонта;

определение номенклатуры комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене, и установление размера расходов на запасные части проводится с учетом характеристик и ограничений товарных рынков запасных частей (поставка только в комплекте, поставка отдельных элементов только в сборе, продажа агрегатов только при условии обмена на ремонтный фонд с зачетом его стоимости, продажа запасных частей только под срочный заказ (поставку) и т.д.).

Размер расходов на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства. Износ является показателем, характеризующим относительную потерю стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства в процессе эксплуатации. Номенклатура комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа, определена приказом Министерство транспорта Российской Федерации № 20 от 25 января 2011 г.
Размер расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортного средства рассчитывается:

  • на дату дорожно-транспортного происшествия, ставшего причиной аварийного повреждения транспортного средства;

  • с учетом условий и географических границ товарных рынков материалов и запасных частей, соответствующих месту дорожно-транспортного происшествия;

расходы на оплату работ по ремонту, включающие стоимость трудовых затрат и накладных расходов, непосредственно связанных с ремонтом;

расходы на ремонт рассчитываются по рыночным ценам, сложившимся в регионе. Определение номенклатуры работ по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства, а также номенклатура сопутствующих работ, выполнение которых необходимо в соответствии с конструкцией транспортного средства, должно проводиться с учетом требований технологической документации по ремонту транспортного средства данной модели;

стоимость проведения каждого наименования работ, необходимых для восстановления поврежденного транспортного средства, рассчитывается с учетом стоимости единицы трудоемкости (нормо-часа) вида работ, необходимого для восстановления поврежденного транспортного средства на дату оценки в месте оценки;

трудоемкость i-того наименования (вида) работ, необходимого для восстановления поврежденного транспортного средства, определяется в соответствии с действующей нормативно-технической документацией, регламентирующей проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (нормативы трудоемкости на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, руководства по текущему ремонту транспортных средств, технологии текущего ремонта транспортных средств и т.д.). В указанной документации в качестве размерности трудоемкости работ по ремонту транспортных средств может использоваться термин "человеко-час", который соответствует термину "нормо-час".

Обесценивание транспортного средства в результате повреждения и сумма расходов на ремонт транспортного средства не всегда равнозначны. При восстановительном ремонте автомобилей со сроком эксплуатации до пяти лет, имеющих износ не более 40 %, в стоимость ущерба включается дополнительная утрата товарной стоимости транспортного средства (УТС).

Согласно Постановлению Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г.: "...Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта. Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации...".

В практике оценочной деятельности для определения объема утраты товарной стоимости наиболее часто применяется метод Хальбгевакса. В частности, на методе Хальбгевакса основана методика расчета дополнительной утраты товарной стоимости в методическом руководстве по определению стоимости автомототранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления РД 37.009.015-98. Многолетняя практика оценки автотранспортных средств показывает, что величина дополнительной утраты товарной стоимости автомобилей от аварийного происшествия составляет, в среднем, 10 % от стоимости восстановительного ремонта при устранении ущерба.

Оценка автотранспортных средств, имеющих аварийные повреждения, проведенная с использованием данного алгоритма расчета, позволяет получить достоверное значение величины затрат на устранение ущерба (или объема обесценивания) для большинства серийно выпускаемых (выпускавшихся) моделей автомобилей.